КОНСУЛЬТАЦИИ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

В основе возникновения психических и телесных расстройств лежат не только биологические, но и психологические причины.

Вытесненные в бессознательное страхи, противоречивые представления и чувства могут проявлять себя в виде болезненных симптомов.

Психотерапевтическая помощь заключается в поиске скрытых переживаний и конфликтов, анализе причин их возникновения и в нахождении путей их разрешения.

Популярно заблуждение, что к психотерапевту обращаются только люди с серьезными психическими расстройствами. Однако же психотерапия призвана решать и вполне насущные проблемы, с которыми так или иначе в жизни сталкивается каждый человек.

Как правило, причиной обращения является какая-то беспокоящая, досаждающая, мешающая проблема, или другими словами, симптом.

Симптомы могут относиться к различным сферам, например:

психологической — страхи, волнения, тревоги, навязчивые размышления, воспоминания (то, что известно в первую очередь самому человеку, но часто не заметно для его окружения);

сфере отношений — трудности с устройством личной жизни, невозможность достижения успеха в работе, страх проявить себя на публике;

соматической сфере — различные боли, усталость, бессонница, приступы потливости, сердцебиения, расстройства пищеварения, опасения по поводу собственного здоровья.

Симптом — это не случайность, временный сбой, который возник «просто так», а предупреждение, знак того, что требуются изменения, что продолжать «так» — дальше нельзя.

От того, какие цели ставит перед собой и психотерапевтом обращающийся за помощью человек, зависит и то, какой может быть психотерапия.

Краткосрочная психотерапия (10 — 15 встреч)

В первую очередь направлена на избавление от симптомов — перепадов настроения, навязчивых мыслей, страхов, приступов удушья, сердцебиения, расстройств пищеварения и прочих болезненных явлений в теле, причины которых не могут быть установлены врачами других специальностей.

Для облегчения симптомов психотерапевт может назначить медикаментозное лечение. Психотерапевтическая работа в этих случаях помогает человеку установить связь между симптомами и его мыслями и чувствами.

Психотерапия с открытыми сроками

Когда симптомы не возникли внезапно, а сопровождают человека в той или иной степени большую часть его жизни и стали частью личности, требуется не только более глубокое исследование механизмов, приводящих к появлению симптомов, но и гораздо больше времени на их трансформацию. В ходе этой работы человек как бы заново знакомится с самим собой, с тем, как устроена его психика: как складывались системы его убеждений и ценностей, какими привычными способами «защищаться» от неприятных переживаний он пользуется, почему он реагирует (думает, чувствует, действует) так, а не иначе, чем мотивированы его выборы.

Цели долгосрочной психотерапии

Понять причины

Сеансы с психотерапевтом помогут найти ответы на вопросы: «Почему это происходило со мной?», «Зачем я поступал именно так?», «Как мои действия повлияли на мою жизнь?» и другие.

Почувствовать внутреннюю свободу

Для этого психотерапевты склонны возвращать пациентам их вопросы, спрашивая: «Ну, а что думаете вы? Как вы относитесь к этому?» Специалист дает понять человеку, что инициатива в его руках, а рекомендации терапевта — всего лишь советы, которые он вправе принимать или отвергать. Этот и другие методы в конечном счете приводят к ощущению свободы своих действий и решений.

Лучше понять себя

В современном мире вопрос собственной идентичности стоит особенно остро, потому что в процесс понимания человеком самого себя вмешивается множество внешних факторов: средства массовой коммуникации, социальные сети, культурные установки и семейные традиции. Все это усложняет поиск ответа на вопрос: «Кто я и чего хочу от жизни?»

Особенно сильно эти вопросы начинают мучить человека, когда разрушается то, что долгое время давало ему понимание того, «кто я» в своей социальной роли. Например, пациент теряет понимание себя после развода с супругом или увольнения с работы. В такой ситуации самостоятельно справиться со страхом отвержения и заново восстановить чувство самоуважения очень сложно. Пережить эти переломные моменты и связанные с ними чувства, снова начать понимать себя помогает психотерапия.

Обрести уважение к себе

Даже у самых уверенных в себе людей самоуважение может быть довольно хрупким. Это чувство может разрушить самая незначительная критика от близкого или авторитетного человека.

Роль психотерапевта — дать понять, что в ошибках нет ничего страшного и постыдного. Для этого специалист, например, слушает рассказ человека без осуждения, давая понять, что даже то, что он может называть «недостатками» — не повод терять уважение к себе, а всего лишь привычный способ «психологической защиты» от боли, с которой они могут совместно работать.

Найти способы справляться с проблемами

Часто пациенты приходят с желанием спокойно встречать трудности, а не «разваливаться на части» каждый раз, когда в жизни случаются проблемы.

Психотерапия призвана помочь найти способы встречать стресс, не теряя чувства связности собственной личности (своих чувств, мыслей, действий) и уверенности в своей способности справиться с проблемами.

Наладить отношения с близкими

Действительно, если терапия идет успешно, клиенты замечают, что стали лучше принимать не только собственные особенности, но и сложности и недостатки других людей. Работа со специалистом также приводит к признанию человеком необходимости других людей в его жизни. Но это уже не инфантильная зависимость от какого-либо человека, а взрослая и зрелая близость.

Ощутить спокойствие и удовлетворение

Основополагающая цель психотерапии — удовлетворение человека собственной жизнью. В какой-то степени это можно назвать «счастьем», под которым каждый понимает свое, но не всегда это понимание основано на собственных убеждениях человека, а зачастую строится на установках общества.

Психотерапия позволяет переместить фокус с постоянного ожидания «счастья» на наслаждение тем, что уже есть и на желание достичь большего. Именно это дает человеку спокойствие и удовлетворение собственной жизнью.

Психотерапия в клинике «ПРАКСИС»

Среди всего многообразия психотерапевтических методов, можно сказать, что наша клиника специализируется на психоаналитической психотерапии, которая основывается на психоаналитической теории, но отличается по форме проведения от классического психоанализа.

Ниже приведены отличительными черты, которые помогут представить, как проходит индивидуальная психотерапия в клинике «ПРАКСИС»:

Теоретическая база – принципы психоанализа

Здесь имеются в виду хорошо известные принципы психоанализа и прежде всего представления о том, что причиной многих психологических проблем являются внутриличностные конфликты, вызванные структурой отношений. Источником наиболее значимых сведений о поведении пациента является его повторное переживание проблем ранних взаимоотношений в отношениях с терапевтом, то есть в переносе. Таким образом, то содержание, которое нуждается в изменении, способно образовываться (проявляться) в ходе терапии.

Ведущая техника – интерпретация

Техники психотерапии представляют собой стандартные психоаналитические интерпретативные процедуры. Они являются своего рода основой, на которой пациент выражает свои мысли и чувства, а затем терапевт и пациент совместно интерпретируют их. Достигнутое понимание является движущей силой изменений. Выражаемые пациентом мысли и чувства постепенно выводят наружу факторы, лежащие в основе саморазрушительных действий, мыслей, чувств и подлежащие преобразованию в процессе психотерапии. Основная идея терапии состоит в том, что пациент будет меняться по мере осознавания мотивов своих действий.

Поддерживающие аспекты терапии

Термином «поддерживающие отношения» обозначают аспекты терапии, которые отражают переживание пациентом процесса лечения и отношений с психотерапевтом как помогающих. Поддерживающие аспекты не являются когнитивными, так как они не направлены напрямую на осознавание. Большинство поддерживающих техник содержится в самой структуре процесса лечения. К ним относятся, например, регулярные встречи, направ­ленность на выявление целей лечения, а также совместная работа терапевта и пациента над осуществлением этих целей.

Отказ от советов

Воздержание от советов является признанным принципом психоаналитически ориентированной психотерапии. Вместо советов используется совместный поиск с терапевтом ответов на вопросы. Терапевт в этом случае не занимает экспертную позицию, того кто «все» знает, тем самым поощряя активную позицию пациента, и не лишает его возможности быть правым.

Общение «лицом к лицу»

В психоаналитически ориентированной психотерапии принято общение пациента и терапевта «лицом к лицу». Кушетка с сидящим позади пациента психоаналитиком используется только в классическом психоанализе, чтобы облегчить течение свободных ассоциаций и предотвратить отвлекаемость пациента.

Продолжительность лечения и временная структура

Психотерапия может быть как терапией с открытыми сроками, так и ограниченной во времени. Термин «терапия с открытыми сроками» означает, что окончание процесса терапии определяется участниками по ходу процесса лечения. Ограниченная по времени психотерапия обычно продолжается от 6 до 25 сессий, терапия с открытыми сроками — от нескольких месяцев до нескольких лет.

Количество сессий в неделю

Сессиями в психоаналитической традиции принято называть встречи. Обычная периодичность сессий — один или два раза в неделю. В классическом психоанализе сессии, как правило, проводятся четыре или пять раз в неделю.

Психотерапевты клиники «ПРАКСИС»

Все психотерапевты клиники имеют базовое медицинское образование и специализацию по психотерапии с последующим углубленным изучением психоаналитического подхода.